Понедельник, 06.05.2024
Мой сайт
Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Здесь  размещены  рабочие  программы  по  географии,  разработанные  для  6,7,8,9  классов  отдельно  на  2014-15  учебный  год,  для  10-11  классов  совместно  с  2013-14  учебного  года.

 

       ОБСУЖДЕНО                                                                                             УТВЕРЖДЕНО

на  заседании  творческой  группы                                        Приказ  от «____»  ______________ 2014 г.          

Протокол от «____» ______ 2014 г. №______                                                                            №  ______

Руководитель  ТГ    ________________                                 Директор   школы   __________________

                         / Поленок  А.П. /                                                                              /Горбачева  С.А./

 

Муниципальное  бюджетное  общеобразовательное  учреждение

Колюдовская  средняя  общеобразовательная  школа

                       (МБОУ   Колюдовская  СОШ)                                      

 

                                                                              6  класс   ГЕОГРАФИЯ.   НАЧАЛЬНЫЙ  КУРС

 

Составитель  Горбачева  С.А.

учитель  географии высшей

квалификационной  категории

                                                 

                                                                                                         с. Колюды

2014  год

 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ    ЗАПИСКА

 

Статус документа.

          Рабочая программа по географии составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта общего образования  (2004 г.).

     Нормативно-правовая  основа  рабочей программы по географии:

1.      Закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» №273 от 29.12.2012 г.

2.      Приказ Министерства образования и науки РФ от 05.03.2004г. №1089 «Об утверждении Федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования».

3.      Сборник нормативных документов. География. Федеральный компонент государственного стандарта. Федеральный базисный план и примерные учебные планы. Примерные программы по географии. М.: Дрофа,. 2007.

4.      География. Программы для  общеобразовательных учреждений. 6-11 классы/сост. С.В. Курчина. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2011.

5.      Федеральный базисный учебный план для основного  общего образования, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1312 от 09.03. 2004;

6.      Приказ Минобрнауки  «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2014/2015 учебный год»

7.      Базисный учебный  план для общеобразовательных  учреждений Брянской области, утверждённый приказом Департамента общего и профессионального образования Брянской области № 586 от 04.04.2014 г.

8.      Учебный план образовательного учреждения на 2014-2015учебный  год.

9.      Годовой календарный график образовательного учреждения на 2014 - 2015 учебный год.

           Начальный курс географии – это первый по счету школьный курс географии. В его структуре заложена преемственность между курсами, обеспечивающая динамизм в развитии, расширении и углублении знаний и умений учащихся, в развитии их географического мышления, самостоятельности в приобретении новых знаний.

При его изучении учащиеся должны усвоить основные общие предметные понятия о географических объектах, явлениях, а также на элементарном уровне знания о земных оболочках. Кроме того, учащиеся приобретают картографические знания и обобщенные приемы учебной работы на местности и в классе.

Следует отметить, что именно при изучении этого курса начинается формирование географической культуры и обучение географическому языку; изучая его, школьники овладевают первоначальными представлениями, понятиями, причинно–следственными связями, а также умениями, связанными с использованием источников географической информации, прежде всего, карты. Большое внимание уделяется изучению своей местности для накопления представлений (знаний), которые будут использоваться в дальнейшем.

Рабочая программа конкретизирует содержание блоков образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по крупным разделам курса и последовательность их изучения.

Кроме того, программа содержит перечень практических работ по каждому разделу.

Структура   документа.          

          Рабочая  программа  включает  пять  разделов:  пояснительную  записку;  календарно-тематический  план,  где  отражены  темы  курса  и  отдельных  уроков,  последовательность  и  количество  часов,  отводимое  на  их  изучение,  виды  учебных  занятий,  их  методическое  обеспечение, элементы  обязательного  минимума,  место  проведения;   реферативное  описание  тем,  в  котором  раскрывается  содержание  данной  темы,  раздела,  урока;  требования  к  уровню  подготовки  обучающихся   по  рубрикам  «Знать/понимать»,   «Уметь»,   «Использовать  приобретенные  знания  и  умения  в  практической  деятельности  и  повседневной  жизни»;  в  конце  программы  приводится   список  учебников  и  учебных  пособий   по  данному  учебному  курсу,  определенный  в  соответствии  с  п. 3    ст. 28   и  п. 3   ст. 47   Закона  РФ  «Об  образовании  в  Российской  Федерации».

Общая характеристика учебного предмета.

Настоящая программа полностью реализует идеи стандарта, и составлена с учетом новой Концепции географического образования.

Содержание основного общего образования по географии отражает комплексный подход к изучению географической среды в целом и ее пространственной дифференциации в условиях разных территорий и акваторий Земли.

Такой подход позволяет рассматривать природные, экономические и социальные факторы, формирующие и изменяющие окружающую среду, в их равноправном взаимодействии. Это наиболее эффективный путь формирования системы геоэкологических, геоэкономических, социокультурных взглядов, ценностей, отношений учащихся не только на эмоциональном, но и на рациональном уровне.

Таким образом, в основу содержания учебного предмета положено изучение географической среды для жизни и деятельности человека и общества.

Содержание географического образования в основной школе формирует у школьников знания основ географического пространства на местном, региональном и глобальном уровнях, а также умения правильно ориентироваться в пространстве. В этой связи программа содержит национально-региональный компонент по географии своей области,  изучение «малой» Родины, ее географических особенностей, активная и осознанная познавательная, творческая и практическая деятельность учащихся в окружающей среде является необходимым условием изучения географии своей страны в целом.

Педагогический синтез общеземлеведческих и страноведческих основ учебного предмета позволяет организовать деятельность учащихся по освоению, изменению и преобразованию окружающей среды на основе идеи разумного, гармонического взаимодействия природы и общества, социальной ответственности каждого человека за сохранение жизни на Земле, в то же время, формирует бережное отношение к природным богатствам, истории и культуре своего Отечества.

Цели.

Изучение географии в 6 классе направлено на достижение следующих целей:

• усвоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования;

• овладение умениями ориентироваться на местности; использовать один из «языков» международного общения — географическую карту, применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;

• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;

• воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране, взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, позитивного отношения к окружающей среде;

• формирование способности и готовности к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни, сохранению окружающей среды и социально-ответственному поведению в ней; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.

Задачи, решаемые в начальном курсе физической географии, можно сформулировать следующим образом:

показать школьникам географию как предмет изучения и убедить учащихся в необходимости и полезности ее изучения;

приобщить к терминологическому языку географии и сформировать первые пространственные представления об объектах и явлениях, происходящих в окружающем ребенка мире;

познакомить с географической картой как уникальным и наглядным источником знаний и средством обучения;

научить работать с разными средствами обучения как в природе, на местности, так и в классе;

показать школьникам, что каждый человек является частью общепланетарного природного комплекса «Земля» и каждый живущий на ней в ответе за все, что он сам делает в окружающем его мире.

Цели и задачи определили специфику содержания и главные принципы отбора учебного материала начального курса географии. Педагогические принципы отбора содержания, которые легли в основу начального курса географии, не являются новыми, но они приобрели совершенно иное значение в условиях модернизации школьного образования.

Основополагающим стал принципдоступности, отражающий линию научных основ содержания образовательной области «Земля».

Принцип научности позволяет обеспечить соответствие  содержание курса и требований современной науки, уровня ее развития. Этот принцип взаимосвязан с краеведческим, дополняет и обогащает его при формировании знаний, а также способствует развитию исследовательской деятельности учащихся.

Принцип системности в изучении начального курса географии сохраняет преемственность, динамизм, развитие внимания при отборе материала на свойственных географическим объектам внутренних взаимодействиях.

Принцип гуманистической направленности предполагает, что при отборе содержания особое внимание уделяется связи между человеком, обществом и природной средой.

Принцип практической направленности содержания может быть реализован посредствам включения географических знаний и  умений в личностный опыт ученика.

Краеведческий принцип помогает учащимся установить связи между известными фактами окружающей действительности и изучаемым материалом основного курса.

Вся система изучения материала курса характеризуется определенной структурой, основа которой – внутренние (внутрипредметные) и внешние (межпредметные) связи.

Место предмета в базисном учебном плане.

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации  (Приказ  от  09.03.2004 г.  № 1312)  отводит 35 часов для обязательного    изучения  учебного предмета «География»  в  6  классе, из расчета 1-го учебного часа в неделю и 35  часов учебного предмета «География» перенесены в региональный (национально-региональный) компонент для организации изучения обучающимися содержания образования краеведческой направленности. 

Базисный учебный план общеобразовательных организаций Брянской области рекомендует этот час распределить следующим образом:  в связи с тем, что программа учебного предмета «География» в 6 классе рассчитана, в основном, на 2 часа, 18 часов (0,5  часа  в  неделю)  использовать на изучение предмета «География» и 17 часов  (0,5  часа  в  неделю) – на  изучение модуля «География Брянского края» для  рассмотрения географических  особенностей своей  области, проведения практических работ по темам начального курса географии с использованием краеведческого материала и выполнения практических работ на местности.

 В  рекомендательном  письме  Департамента  образования  и  науки  Брянской  области  от  04  апреля  2014  г.  № 3209-09-О  «О  разработке  рабочих  программ  по  предметам  федерального  компонента,  включающим  краеведческие  модули,  на  уровне  основного  общего  образования»  отмечено,  что  порядок  изучения  учебного  материала  краеведческой  направленности  и   осуществление  текущего  контроля  успеваемости  относится  к  компетенции  образовательной  организации. Основываясь  на данных  рекомендациях  и  учитывая  то,  что  предмет  «География»  6  класса  и  модуль  «География  Брянского  края»  очень  близки  по  своему  содержанию, контроль знаний  краеведческого  модуля необходимо    осуществлять  по  пятибалльной  системе  и  эти  отметки  учитывать  при  выставлении  итоговых  отметок  за  четверть  и  год.  Для  более  качественного  и  полного  усвоения  материала  родного  края  необходимо  знание  основ  по  начальному  курсу  географии,  в  связи  с  этим  изучение  модуля  «География  Брянского  края»  наиболее  целесообразно  перенести  на  конец  учебного  года  и  провести  занятия  комплексно,  что  позволит  учащимся  сформировать  целостное  представление  о  природе  Брянской  области,  а  также  повторить  и одновременно  закрепить знания об общих  географических  особенностях  земных  оболочек.    

В итоге, включая краеведческий модуль  «География  Брянского  края»,  рабочая программа рассчитана на 70 часов, 2 учебных  часа в неделю.

Оценочных  практических  работ – 9.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности.

При организации учебного процесса по географии в основной школе необходимо обратить особое внимание на общеобразовательное значение предмета. Изучение географии формирует не только определенную систему предметных знаний и целый ряд специальных географических умений, но также комплекс общеучебных умений, необходимых для:

— познания и изучения окружающей среды; выявления причинно-следственных связей;

— сравнения объектов, процессов и явлений; моделирования и проектирования;

— ориентирования на местности, плане, карте; в ресурсах ИНТЕРНЕТ, статистических материалах;

— соблюдения норм поведения в окружающей среде; оценивания своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей.

Результаты обучения

           Результаты изучения курса приведены в разделе «Требования к уровню подготовки учащихся», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного, практико-ориентированного и личностно-ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.

Рубрика «Знать/понимать» включает требования к учебному материалу, который усваивается и воспроизводится учащимися.

Рубрика «Уметь» включает требования, основанные на более сложных видах деятельности, в том числе: описывать и объяснять; приводить примеры. Кроме того, она содержит умения использовать разнообразные географические источники информации — карту, статистические материалы, пользоваться приборами, а также составлять географическую характеристику разных территорий.

В рубрике «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни» представлены требования, необходимые учащимся непосредственно в окружающей среде, для оценки ее состояния, качества, изменений, возможностей сохранения и улучшения окружающей среды, прежде всего, своей местности.

ТРЕБОВАНИЯ  К  УРОВНЮ  ПОДГОТОВКИ  УЧАЩИХСЯ

В результате изучения географии ученик должен:

  1. знать/понимать

·               основные географические понятия и термины; различия плана, глобуса и географических карт по содержанию, масштабу, способам картографического изображения; результаты выдающихся географических открытий и путешествий;

·               географические следствия движений Земли, географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека.

  1. уметь

·               выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;

·               находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их экологических проблем;

·               приводить примеры использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды,

·               составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления;

·               определять на местности, плане и карте расстояния, направления высоты точек; географические координаты и местоположение географических объектов;

·               применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; представлять результаты измерений в разной форме; выявлять на этой основе эмпирические зависимости.

  1. использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

·               ориентирования на местности и проведения съемок ее участков; чтения карт различного содержания;

·               учета фенологических изменений в природе своей местности; проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий;

·               наблюдения за погодой, состоянием воздуха, воды и почвы в своей местности;

·               проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных.

                 

                                                                              УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ  ПЛАНИРОВАНИЕ

 «Начальный курс физической географии»

Тема

Количество часов

Количество практических работ

Введение.

4

---

План местности

6

3

Географическая карта

5

1

Литосфера

7

2

Гидросфера

10

2

Атмосфера

10

1

Биосфера

3

---

Взаимосвязи  земных  оболочек

1

---

Население Земли

2

---

Влияние природы на жизнь и здоровье людей

2

---

География  Брянского  края

17

---

Резерв

3

---

Итого

70

9

 

 

Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024
    Создать бесплатный сайт с uCoz